При рассмотрении писем, жалоб и заявлений граждан руководители органов внутренних дел в целях полной и всесторонней проверки заявлений, а также для сбора дополнительной информации, получения достоверных сведений и приобщения их к материалам проверки, должны внимательно изучать содержание писем, направлять сотрудников на места и выявлять и предотвращать причины обращения граждан, принимать соответствующие меры к устранению причин, способствующих обращениям граждан в вышестоящие инстанции.

При рассмотрении писем, жалоб и заявлений граждан допускается участие внештатных сотрудников и общественности.

По окончании проверки по собранному материалу проводится объективный анализ и выносится заключение.

Если при проверке заявления нарушаются права человека и законы республики, выявляются недостатки в деятельности органов внутренних дел, факты злоупотребления служебным положением ответственных лиц, необходимо отразить в заключении меры по устранению указанных недостатков и принятых мерах к виновным лицам. Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку, и его непосредственным начальником и утверждается начальником структурного подразделения или органа внутренних дел.

Принятое по заявлению решение должно быть обоснованным. Ответственные лица должны своевременно и правильно исполнить его.

Заявления, результаты проверки которых необходимо сообщать в государственные и правительственные органы, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов, берутся на особый контроль и исполняются в первую очередь.

В таких случаях на письма и карточки проставляется штамп «Особый контроль». Заявления такой категории не направляются для проверки в подчиненные подразделения органов внутренних дел. О результатах проверки таких заявлений от имени руководителя органа внутренних дел, куда поступило письмо, направляется информация о результатах в соответствующую инстанцию и автору письма.

Письма, жалобы и заявления граждан рассматриваются в течение одного месяца со дня получения. Заявления, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней. Руководитель органа внутренних дел вправе сократить срок проверки.

Если по заявлению или жалобе необходимо провести специальную проверку, требуется время для сбора дополнительной информации либо необходимо проведение других мероприятий, руководитель органа внутренних дел или его заместители, в порядке исключения могут продлить срок проверки на один месяц. Об этом обязательно уведомляется лицо, обратившееся с заявлением или жалобой.

Письма, жалобы и заявления военнослужащих или членов их семей рассматриваются в установленный законом срок – один месяц со дня получения, а в Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан и во всех органах внутренних дел в течение 15 дней. При необходимости, согласно инструкции, срок рассмотрения данных писем может быть продлен до одного месяца. Об этом сообщается автору письма.

Письма депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, а также депутатов махаллинских комитетов рассматриваются в течение одного месяца, а не требующие дополнительной проверки и изучения — исполняются безотлагательно.

Письма депутатов берутся под особый контроль. Руководитель органа внутренних дел сообщает депутату о результатах проверки письма.

Письма граждан, поступившие с телевидения, радио, редакцией газет и журналов, опубликованные в средствах массовой информации предложения, просьбы и жалобы рассматриваются органами внутренних дел в установленные сроки.

Срок рассмотрения писем, жалоб и заявлений исчисляется с момента поступления письма по день отправки сообщения заявителю о результатах проверки. Поводами для завершения проверки, принятых необходимых мер и сообщения результатов заявителю в соответствии законом являются:

  • сообщение заявителю о положительном решении вопросов, входящих в компетенцию органов внутренних дел;
  • отклонение исполнения просьбы, изложенной в письме, либо направление ответа по ранее проведенной проверке;
  • вопросы, содержащиеся в письме, не входят в компетенцию органов внутренних дел, в таких случаях заявителю дается соответствующее разъяснение;
  • если автор письма не согласен с принятым решением по его письму, ответственное лицо обязано разъяснить порядок повторного обращения.

При устном оповещении автора письма о результатах проверки составляется справка, которая приобщается к материалам проверки. В графу журнала учета писем, жалоб и заявлений граждан вносится соответствующая запись о проведенной беседе с заявителем.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан